По благословению управляющего Шуйской епархией митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа учитывая приближение столетия трагических событий 1917 года рекомендуется провести в воскресных школах, молодёжных клубах и других заведениях встречи, посвящённые столетию подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Примерное содержание встреч есть в программе, разработанной Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (приведена ниже).
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях общего и дополнительного образования 2016
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования, для государственных и муниципальных образовательных организаций.
Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской носят рекомендательный характер и могут подвергаться коррективам с учетом региональных особенностей реализации.
Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный курс рекомендуется для духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности. Встраивание этого модуля в образовательный процесс образовательных организаций общего образования и в систему дополнительного образования продиктовано желанием сфокусировать внимание обучающихся на подвиге соотечественников, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине ХХ века, с целью формирования целостного представления об их подвиге народа России в контексте истории Отечества.
Учебный модуль «Новомученики и исповедники» выстроен с учетом принципов хронологии и проблематики, а также принципа объективности.
Изучение модуля может проводиться как в традиционной урочной форме, так и с использованием различных творческих форм, выездных занятий в традициях музейной педагогики, паломнических поездок. По завершении изучения курса рекомендуется защита творческих работ: рефератов, докладов, эссе, сочинений, рассказов, дневников, презентаций, альбомов, мини-архивов и др., для школьников старшего возраста возможно проведение научно-практической конференции, семинара, защиты презентаций, выставки творческих работ (защита экспонатов) и др.
Сохранению памяти о новомучениках и исповедниках и популяризации их наследия в значительной мере способствуют выездные занятия в музеях, местах памяти новомучеников (Бутовский полигон и др.), встречи с родственниками, духовными чадами, с учеными и исследователями, которые собирают материалы, свидетельствующие о подвиге новомучеников и исповедников, авторами книг и других публикаций об их жизни, участие в различных просветительских мероприятиях: тематических книжных выставках, конференциях и семинарах, просмотрах фильмов.
Цель
Целью освоения учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» является формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви.
Задачи
Достижению обозначенных целей должны способствовать следующие задачи:
· дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;
· раскрыть особенности церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви на протяжении XX века (1917–1991 гг.);
· дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;
· дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);
· определить масштаб утрат (потерь) Церкви за период гонений (обзорно);
· описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;
· раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.
Место модуля в образовательном процессе
Для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования учебный модуль «Новомученики и исповедники» рекомендуется сделать составной частью рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» (обязательный предмет Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года) в рамках курса «История Русской Православной Церкви».
Для муниципальных и государственных школ данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры.
Объем
Для модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» как части рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» рекомендуется минимальный объем 8 учебных часов (для основной и/или старшей школы). По возможности объем может быть увеличен. То же относится к муниципальным и государственным школам в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Тематическое содержание модул
Предлагается цикл из восьми занятий.
Жития святых новомучеников, рекомендованные для изучения:
· Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник
· Страстотерпец император Николай II и его семья
· Преподобномученицы великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара
· Священномученик Владимир (Богоявленский)
· Священномученик Гермоген (Долганов)
· Священномученик Иларион (Троицкий)
· Священномученик Фаддей (Успенский)
· Священномученик Кирилл (Смирнов)
· Священномученик Петр (Полянский)
· Священномученик Вениамин (Казанский)
· Священномученик Серафим (Чичагов)
· Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)
· Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
· Священномученик Иоанн Кочуров
· Страстотерпец праведный Евгений Боткин
· Преподобномученик Кронид (Любимов)
· Преподобномученик Игнатий (Лебедев)
· Мученица Татиана Гримблит
· СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях общего и дополнительного образования 2016
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования, для государственных и муниципальных образовательных организаций.
Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской носят рекомендательный характер и могут подвергаться коррективам с учетом региональных особенностей реализации.
Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный курс рекомендуется для духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности. Встраивание этого модуля в образовательный процесс образовательных организаций общего образования и в систему дополнительного образования продиктовано желанием сфокусировать внимание обучающихся на подвиге соотечественников, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине ХХ века, с целью формирования целостного представления об их подвиге народа России в контексте истории Отечества.
Учебный модуль «Новомученики и исповедники» выстроен с учетом принципов хронологии и проблематики, а также принципа объективности.
Изучение модуля может проводиться как в традиционной урочной форме, так и с использованием различных творческих форм, выездных занятий в традициях музейной педагогики, паломнических поездок. По завершении изучения курса рекомендуется защита творческих работ: рефератов, докладов, эссе, сочинений, рассказов, дневников, презентаций, альбомов, мини-архивов и др., для школьников старшего возраста возможно проведение научно-практической конференции, семинара, защиты презентаций, выставки творческих работ (защита экспонатов) и др.
Сохранению памяти о новомучениках и исповедниках и популяризации их наследия в значительной мере способствуют выездные занятия в музеях, местах памяти новомучеников (Бутовский полигон и др.), встречи с родственниками, духовными чадами, с учеными и исследователями, которые собирают материалы, свидетельствующие о подвиге новомучеников и исповедников, авторами книг и других публикаций об их жизни, участие в различных просветительских мероприятиях: тематических книжных выставках, конференциях и семинарах, просмотрах фильмов.
Цель
Целью освоения учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» является формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви.
Задачи
Достижению обозначенных целей должны способствовать следующие задачи:
· дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;
· раскрыть особенности церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви на протяжении XX века (1917–1991 гг.);
· дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;
· дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);
· определить масштаб утрат (потерь) Церкви за период гонений (обзорно);
· описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;
· раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.
Место модуля в образовательном процессе
Для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования учебный модуль «Новомученики и исповедники» рекомендуется сделать составной частью рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» (обязательный предмет Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года) в рамках курса «История Русской Православной Церкви».
Для муниципальных и государственных школ данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры.
Объем
Для модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» как части рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» рекомендуется минимальный объем 8 учебных часов (для основной и/или старшей школы). По возможности объем может быть увеличен. То же относится к муниципальным и государственным школам в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Тематическое содержание модул
Предлагается цикл из восьми занятий.
|
Название
занятия
|
Рассматриваемые
темы
|
Возможная форма
занятия
|
Нравственное
понятие
|
1
|
Места
памяти
|
Места
памяти пострадавших в годы гонений. Бутовский полигон.
Общая
хронология гонений на Русскую Православную Церковь (основные периоды).
Региональные места памяти.
|
Занятие у
карты «Места памяти новомучеников» или выездное занятие в музее или на месте
подвига новомучеников,
занятие-паломничество,
занятие – путешествие
во времени
|
Понятие о
христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной
жизни в Царствии Небесном
|
2
|
Патриарх-исповедник
|
Поместный
Собор 1917–1918 гг. и восстановление Патриаршества. Святитель Тихон, Патриарх
Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против
обновленчества.
|
занятие-исследование,
занятие – исторический портрет,
занятие – час
подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники,
слайдов, аудиозаписи)
|
О служении, о
выборе
|
3
|
Царственные
страстотерпцы и с ними пострадавшие
|
Первые
пострадавшие за веру. Царственные страстотерпцы и их верные слуги.
Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие
|
Занятие-исследование,
занятие – исторический портрет,
занятие – час
подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров
кинохроники, слайдов, аудиозаписи),
занятие – работа
в архиве (дневники, письма, воспоминания, стихи, рисунки) занятие – работа с
музейными предметами
|
О вере,
верности, любви
|
4
|
Архиереи-мученики
|
Икона
«Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма.
Архиереи-мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский. Региональный компонент
|
Занятие перед
иконой,
занятие-исследование,
занятие –
работа с документами,
занятие –
экскурсия-исследование,
занятие – час
подлинника,
занятие-открытие
|
Ответственность
за Церковь и паству
|
5
|
«Наше
оружие – крест и молитва»
|
Антирелигиозная
деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от
государства и школы от церкви», изъятие церковных ценностей, кампания по
вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны,
помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.). Священномученик Вениамин
Петроградский. Мученица Татиана Гримблит. Региональный компонент
|
Занятие-диспут,
занятие – круглый стол (противопоставление, контраст)
(использовать
газеты, документы, декларации и т.д.);
занятие – имитация
деятельности (репортаж, суд и др.);
занятие – исторический
портрет;
занятие – час
подлинника
|
Любовь-ненависть;
вера – неверие;
верность – предательство
мужество – трусость;
надежда – отчаяние
|
6
|
Голос
Церкви
|
Стояние
в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев,
к началу войны, о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из
заключения, о воспитании молодежи.
Региональный компонент
|
Занятие – работа
c документами (Письма из заключения. Письма духовных отцов духовным чадам);
Занятие-исследование,
занятие – час подлинника, занятие – работа с музейными предметами; занятие – работа
в архиве
|
Стояние в
вере;
старчество;
духовное
наставление
|
7
|
Исповедники
|
Церковь
в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество.
Святитель Лука Крымский.
Региональный компонент
|
Занятие-семинар,
конференция (представление творческого отчета в форме сочинения, рассказа,
эссе). Детские творческие работы о пострадавших за веру земляках, членах
семьи и т.д. (проекты).
Занятие – исторический
портрет,
заняти-исследование
|
Исповедники,
Исповедниче-ство,
подвижничество.
|
8
|
Собор
новомучени -
ков
и исповедников Церкви Русской
|
Возрождение
церковной жизни и прославление новомучеников. О работе в архивах, составлении
житий, обретении мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви
Русской» – небесная литургия.
Региональный компонент
|
Занятие –
работа в архиве (виртуального), церковного музея, храма. Примеры,
свидетельствующие о святости новомучеников. Обращение к святыне.
Итоговое
занятие-конференция
|
Возрождение
России и Церкви молитвами новомучеников.
|
Примерный
план проведения занятия:
1.
|
Введение
в тему (для первого занятия) или краткое напоминание о предыдущей теме
|
5
мин.
|
2.
|
Чтение
художественного отрывка или стихотворения по теме занятия
|
5
мин.
|
3.
|
Объяснение
исторического контекста, как общецерковного, так и регионального, если
возможно
|
10
мин.
|
4.
|
Объяснение
нравственного и религиозного понятия (святость, житие, лики святых,
подвижничество, служение, вера, добродетель, грех, страдания за Христа как
сострадание Христу, православное богослужение, таинства и др.)
|
8
мин.
|
5.
|
Жития
святых и их христианский подвиг (кратко)
|
12
мин.
|
6.
|
Закрепление
темы (краткий опрос, тест и т.д.)
|
3
мин.
|
7.
|
Заявка
на следующую тему, задание для самостоятельной подготовки, творческое задание
|
2
мин.
|
|
ВСЕГО
|
45
мин.
|
Жития святых новомучеников, рекомендованные для изучения:
· Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник
· Страстотерпец император Николай II и его семья
· Преподобномученицы великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара
· Священномученик Владимир (Богоявленский)
· Священномученик Гермоген (Долганов)
· Священномученик Иларион (Троицкий)
· Священномученик Фаддей (Успенский)
· Священномученик Кирилл (Смирнов)
· Священномученик Петр (Полянский)
· Священномученик Вениамин (Казанский)
· Священномученик Серафим (Чичагов)
· Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)
· Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
· Священномученик Иоанн Кочуров
· Страстотерпец праведный Евгений Боткин
· Преподобномученик Кронид (Любимов)
· Преподобномученик Игнатий (Лебедев)
· Мученица Татиана Гримблит
· СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ
Комментариев нет:
Отправить комментарий